По следам конференции Software Engineering Conference, Russia (SECR) 2019 в Санкт-Петербурге

UPD. Добавила ссылки на видеозаписи докладов.

Всем-всем очень рекомендую перед подготовкой любого доклада, презентации или выступления перечитывать искрометную и бесконечно актуальную памятку от Стаса Фомина: Памятка докладчику

Стас делает большое дело – записывает видео докладов IT-конференций (в основном, некоммерческих), пишет статьи и ведет замечательный ресурс, где всё это публикует: http://0x1.tv/ Если вы будете что-то смотреть, оставьте, пожалуйста, комментарий к докладу! Зачем это нужно

На SECR 2019 я послушала несколько докладов и почерпнула следующее.

Ольга Павлова, компания «Собака Павлова». Логические основы дизайна интерфейсов

Ольга – эксперт по дизайну пользовательских интерфейсов, со-основатель компании «Собака Павлова». Очень рекомендую посмотреть и почитать сайт компании: кроме того, что он здорово сделан, на сайте опубликовано несколько подробных статей с разбором достаточно сложных кейсов по дизайну интерфейсов: https://sobakapav.ru/

На SECR 2019 Ольга рассказывала о практических приемах анализа пользовательских требований, которые затем помогают синтезировать удобный и логичный для пользователя интерфейс. Мысль Ольги: дизайн интерфейса – это задача синтеза, ее неправильно решать аналитическими методами.

Ольга говорит о том, что любая вводная информация и документы от заказчика с описанием того, чего он якобы хочет (в нашем случае, это может быть MRD – marketing requirements definition), никак не может быть воспринята в виде настоящих требований к продукту. Эту информацию стоит воспринимать как поток мыслей клиента на сеансе психоанализа, отправную точку для последующих итеративных разговоров и вопросов к заказчику, которые помогают дизайнеру (в нашем случае – системному аналитику) продумывать требования.

Рекомендую послушать доклады Ольги на конференциях прошлых лет, некоторые доклады есть в YouTube.

Обратите внимание, как здорово в докладах Ольги подобраны иллюстрации к мыслям доклада, есть чему поучиться! Посмотрите, например, как сделаны слайды этой презентации (под видео). Ниже один из этих слайдов – иллюстрация мысли о том, что в процессе найма нужно аккуратно собирать контактную информацию кандидатов. По-моему, высший пилотаж презентации в формате визуального ряда к рассказу!

Ольга Павлова сейчас пишет новую книгу о дизайне для более продвинутой аудитории. Ранее она выпустила небольшую книгу для начинающих: “Как решать UX-задачи в условиях незнания и самообмана”. Все книги «Собаки Павловой» можно получить бесплатно https://sobakapav.ru/publications/books

Примечательно, что для организации своей работы ребята используют AirTable (ведения спецификаций, документов, анализа результатов исследований и др.).

Видео доклада «Логические основы дизайна интерфейсов», представленного на SECR 2019, пока не выложено, ждем. Можно посмотреть слайды, но это только иллюстративно-визуальный ряд, без рассказа не информативен: https://2019.secrus.org/program/submitted-presentations/logic-in-interface-design/

Мои заметки по докладу «Логические основы дизайна интерфейсов»

Техническое задание (в нашем случае – спецификация): много букв != смысл

Приемы разработки интерфейсов (как превращаем слова и мысли в картинки и интерфейсы?)

  • Реестр воображаемой собственности
  • Сценарий в форме диалога
  • Модель информационных ожиданий
  • Карта фокусов https://sobakapav.ru/publications/focus-card
  • Логика сюжета (читать Роберта Макки «История на миллион долларов»)
  • Стартовые фокусы хотелок

Реестр воображаемой собственности

Когда очень тяжело и не за что зацепиться, задаем вопрос – в этой системе, ЧТО ПРИНАДЛЕЖИТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ? Какой цифровой собственностью человек владеет в этой системе? Примеры: «мой авиабилет» (в системе бронирования авиабилетов), «мои лайфхаки» (горячие клавиши в MS Word). Чем больше и сложнее система, тем больше там МОЕГО с точки зрения пользователя. Например, поменяли комбинации горячих клавиш в MS Word – это МОЙ навык, вы его меня лишили! Читать больше: Ричард Талер.

Сценарий в форме диалога

Записать сценарий в форме диалога. Пример:

– Я скачал ваше приложение на всякий случай. Чем оно мне поможет?

– Вы можете оформить ДТП.

– Без подводных камней?

– Есть ньюанс. Вы должны быть зарегистрированы на Госуслугах.

Модель информационных ожиданий

Пример: Письмо после оплаты авиабилета.

Почему я его получил? Это уже готовый билет, или заказ? Когда? Дата вылета откуда? Время – часовой пояс?

Стартовые фокусы хотелок

С чего начинает пользователь, когда хочет решить задачу?

Меню

Поиск

Письмо

Задача синтеза интерфейса

Дизайн интерфейса – синтетическая задача, задумайтесь, не пытаетесь ли вы ее решить аналитическими методами. Как распознать тип задачи?

  • Синтетические задачи: давайте что-то сделаем
  • Аналитические задачи: давайте в чем-то разберемся

Если хочется доказательства, что интерфейс должен быть именно таким, то сначала ищем способ доказательства, а потом решаем задачу. Даже если вам кажется, что ваш дизайн осмысленный, это может быть не так, он может выглядеть осмысленным, но не являться таковым для пользователей («логические цепочки»).

Давайте что-то сделаем и посмотрим, как пользователи на это реагируют.

Привычные дорожки и тупики

На картинке ниже, что не так с дядей Федором и Матроскиным?

Евгений Виноградов, Яндекс.Деньги. Дата-инженеры и машинное обучение

Евгений сделал отличный обзор инженерных задач и специализаций в data science, поделился мыслями о растущих и новых рынках, которые появляются в этом направлении (например, ML engineer as a service), рассказал об опыте проведения data science (DS) проектов в Яндекс.Деньгах.

Направления работы data science специалистов

  • Data scientist разрабатывает модели
  • Data ingest готовит данные, отвечает за загрузку данных
  • Data steward готовит данные, отвечает за качество данных
  • Data Dev Ops готовит данные, отвечает за инфраструктуру хранения, актуализации и обработки данных
  • Information security специалист отвечает за безопасность данных

80% успеха DS проекта зависит от подготовки данных.

Этапы работы над DS проектом (в Яндексе на цикл – около 2 недель):

  • Подготовить датасет
  • Сформулировать проблему (сформулировать задачу, например, задача классификации – произошел сейчас аварийный сбой сервиса, или нет)
  • Построить модель
  • Оценить качество результата (скоринг)
  • Получить обратная связь, сделать выводы

Повторить всё сначала.

Трудности подготовки датасета

  • В микросервисных архитектурах (Яндекс.Деньги – авторизация, ввод реквизитов платежа, нотификация получателя платежа, клиринг аккаунта отправителя – все эти компоненты – это отдельные сервисы) вообще нет более-менее одного источника данных, все данные лежат разрозненно в микросервисах, и их надо сначала собрать.
  • Датасет нужно актуализировать, потому что он может сильно устареть с тех пор, когда была начата работа над DS проектом.
  • Очистка данных – большая и сложная задача, отделение полезного сигнала от шума и некорректных данных (Возраст = 1000 лет), ложных корреляций (в обучающей выборке соблюдение пропорций данных с разными сигналами для корректного обучения. Например, все данные в обучающей выборке имеют Пол = женский, модель может решить, что Пол человека бывает только женский), борьба с переобучением (построенная по обучающей выборке модель плохо классифицирует боевые выборки, так как, например, слишком много фич).
  • Сейчас появляются компании, которые начинают предоставлять услуги по очистке данных (ML engineer as a service). Нужно быть аккуратными с оценкой качества данных, особенно при использовании таких сервисов.
  • Модель нужно постоянно обучать и обучать, например, нельзя построить одну модель идентификации fraudulent транзакций, через 3-4 месяца она перестанет эффективно ловить мошеннические транзакции, потому что мошенники тоже обучаются и научаются обходить модели детектирования fraud’а.

Если хочешь стать data science специалистом

Чтобы познакомиться с областью DS, можно пойти

  • Инженерным путем, начав с практики: взять задачу, добыть датасет и попробовать модели с сайта machinelearning.ru
  • Или академическим путем: начать с фундаментальной математики, учебных курсов, тренировочных проектов и т.д.

Результаты одного из DS проектов

Команда Яндекс.Денег хотела построить систему оперативного оповещения об авариях сервиса на основе данных о его работе в каждый момент времени (сколько транзакций процессится в секунду, сколько пользователей залогинено и пр.). Задача сводится к классификации каждого момента времени: сейчас авария сервиса, или нет?

Проведя несколько циклов DS-проекта, ребята пока не получили хорошо работающую систему, которую бы они использовали в боевом режиме.

Олег Воронов, ВТБ Банк. Эмоциональный интеллект в работе аналитика

Олег Воронов напомнил слушателям о том, как эмоциональный интеллект (EQ) помогает в работе.

Что такое EQ

  • Осознание своих эмоций – самосознание (EQ начинается с самосознания!)
  • Осознание эмоций других
  • Управление своими эмоциями
  • Фомирование эмоциональной атмосферы

Особенно важен для аналитика, который:

  • Генерирует решения
  • Взаимодействует с людьми

Самосознание помогает влиять на:

  • Ваше восприятие
  • Ваше поведение и действия
  • Восприятие вас окружающими

Как развивать EQ

  • Вести эмоциональные дневники (дата, эмоция, событие, отношение, ощущение)
  • Работа со своими эмоциями – как справиться с эмоцией:
  • Физические приемы:
    • Дыхание
    • Ходьба
    • Вода/еда (еда – спорная рекомендация, на мой взгляд. Почитайте книгу Елены Мотовой “Мой лучшй друг – желудок” про пищевое поведение)
    • Физические упражнения
  • Ментальные:
    • Рефрейминг (начать размышлять над ситуацией, посмотреть на ситуацию под другим углом, «и что произойдет?»)
    • Маркировка («ага, я испытываю страх»)
    • Утрирование
    • Перевод проблемы в цели
    • Ритуалы (спортсмены обнимаются, писатели проводят уборку на рабочем столе)

Корректировка чужих эмоций

  • Замолчать и выслушать, не перебивая
  • Попросить рассказать о причине состояния
  • Не перебивать и не противоречить
  • Не пытаться успокоить
  • Не сравнивать со своим опытом
  • Не преуменьшать важность
  • Зафиксировать, в чем именно проблема
    • Попросить сформулировать проблему
    • Записать результат на бумаге
    • Не обобщать! Не говорить «все», «всегда»
    • Рассматривать проблему обезличенно
  • Перевести проблему в цели
    • Сформулировать цели
    • Запланировать первый шаг

Читать больше: Коулман, “Эмоциональный интеллект”.

Мой доклад

Буду очень рада комментариям и обсуждению доклада в Disqus под видео 😊.

О конференциях SECR

SECR проводится давно, тематика докладов очень широкая, мне было интересно выступить с докладом и послушать других для расширения кругозора.

Был и Дмитрий Сошников из Microsoft, который традиционно рассказывает про новые библиотеки или подходы в программировании (в этом году – mPyPl: монадическая Python-библиотека для работы с потоками данных в функциональном стиле). Многие доклады можно посмотреть в записи (по ссылкам – видео и слайды):

Список всех докладов 2019-го года с опубликованными видеозаписями на данный момент.

По категории «SECR» в каталоге можно найти видеозаписи докладов прошлых лет.

В целом на конференции уровень докладов на русском языке неплохой (содержательность, ритм, уровень презентации, мастерство докладчика), но иностранные доклады очень слабые. Сложилось впечатление, что программный комитет прорабатывает материал с русскоязычными докладчиками, чтобы обеспечить хороший уровень презентаций (со мной работали, ценю!), а иностранцев принимают на конференцию без модерации и не готовят.

Впервые я участвовала в SECR в 2010-м году. Есть ощущение, что конференция постепенно угасает: субъективно в этом году было гораздо меньше слушателей, чем девять лет назад. Организаторы откровенно говорят, что на этой конференции денег не зарабатывают и проводят ее для души. Атмосфера на конференции доброжелательная и душевная – подтверждаю! 😊

Leave a comment