Трансфузиологи ФНКЦ исследуют TRALI

Я в базе безвозмездных доноров, создаваемой фондом “Подари жизнь”, и стараюсь сдавать кровь регулярно. Зачем мне это? Во-первых, приятно думать, что ты помогаешь кому-то. В России не хватает донорской крови, и решение этой проблемы зависит от каждого из нас. Кровь нужна постоянно, всех групп и резус-факторов. Мне хочется, чтобы отношение к донорству в обществе было таким, что это дело важно и достойно уважения, что это – непременный атрибут здорового образа жизни. А еще донорство – стимул беречь себя, чтобы кровь оставалась полезной для других. Сдать кровь или ее компоненты – это не сложно и не страшно. В Москве я сдаю кровь в РДКБ и ФНКЦ ДГОИ им. Рогачёва – крупнейших клиниках, где лечат детей с заболеваниями крови, и существует большая потребность в ее компонентах. Со мной произошла невероятная история, в результате которой в ФНКЦ решили приобрести современную тест-систему для иммунологических исследований донорской крови.

Современная трансфузиология

В настоящее время можно сдавать цельную кровь или ее отдельные компоненты: тромбоциты, плазму, гранулоциты (разновидность лейкоцитов). Из цельной крови выделяют эритроцитную массу (R-массу), промывают от тромбоцитов и лейкоцитов и далее используют для переливания. Компоненты крови переливают по отдельности. Цельную кровь не переливают – это каменный век. А в будущем трансфузиологи будут использовать даже не компоненты, а трансфузионные препараты, приготовленные на их основе.

Как я попала в иммунологическое исследование

В очередной раз прийдя в ФНКЦ, я получила грустные новости от трансфузиолога. От моих эритроцитов (R-массы) у ребенка случилось одно из самых опасных посттрансфузионных осложнений – Transfusion-Related Acute Lung Injury (TRALI). С ребенком сейчас все нормально, но осложнение настолько серьезное, что нужно сделать анализ донорской крови на наличие антител к HL-антигенам.

На поверхности лейкоцитов присутствует до 12-ти разных HL-антигенов. Если в донорской крови есть антитела к ним, то при попадании на поверхность лейкоцита реципиента образуется пара антитело-антиген, которое разрушает стенки сосуда. В первую очередь страдают капилляры легких, что приводит к острому двустороннему отеку легких – TRALI, который развивается в течение 4-6 часов после трансфузии.

Трансфузиологи считают, что именно антитела к HL – основные виновники TRALI. Наличие этих антител – это индивидуальная особенность организма донора, как, например, зеленые глаза. Они никак не отражаются на здоровье. Исследования показывают, что антитела к HL часто присутствуют у женщин, у которых было много беременностей, но встречаются и у всех остальных.

В развитых странах случаи TRALI фиксируются. По статистике США, в одном из 5000 переливаний возникает TRALI, и до 10% случаев TRALI приводят к летальному исходу. По другим странам статистика разнится, и вероятность летального исхода доходит до 50%. В Канаде донорами крови не могут быть женщины, имевшие много беременностей, так как в их крови вероятно высокое содержание антител. В России такого нет. Поэтому врачи из ФНКЦ вызвали восхищение – они исследуют проблему, которая официально не признана в России. Они изучают причины TRALI и стремятся повысить безопасность переливаний.

Где сделать анализ? Врач посоветовала обратиться в центр иммунологии на Каширке. Там ответили, что они перестали делать такие анализы. Я позвонила еще в несколько клиник, и все ответили отказом – слишком экзотический анализ спрашиваю. Врач честно предупредила меня, что даже если я не смогу сделать этот анализ, то формально я все равно могу продолжить донорство – TRALI нет в официальном списке причин безусловного отвода от донорства в России. Так что ответственность за последствия моих кроводач может быть только моим личным делом. И я не могла оставить его просто так.

Логически подумать

Я стала думать, как найти лабораторию, где можно сделать анализ. Должны продаваться какие-то тестовые системы на эти антитела… Так, гуглю “определение антител к HL”.  Нахожу, что эти антитела исследуют в случаях TRALI. Вот она! Тестовая система называется LABScreen TRALI. Пишу письмо в российскую компанию, которая продает эти системы. Объясняю ситуацию и прошу подсказать, если можно, кто в Москве покупал такую систему.

Менеджер из ЗАО “Лабораторная диагностика” отнеслась с пониманием и дала е-майл врача, который покупал эту тест-систему. Единственный в России!

Пишу врачу, прошу сделать анализ, если есть такая возможность. Бинго! Молодой врач согласился со словами: “Привозите свою кровь в пробирке с красной крышкой, как на инфекцию”.  Обещал встретить. Э-э, в пробирке. Как я ее у себя соберу? 🙂

Договорились, что мы вместе с врачом попросим медсестру взять у меня кровь в пробирку. Записываю адрес: “Москва, Центр крови первого МГМУ”.

Центр крови первого МГМУ

Еду в Центр крови при Первом Московском Государственном Медицинском Университете им. Сеченова на ул. Большая Пироговская. Новейший центр, оснащенный дорогим оборудованием для всех этапов подготовки и хранения донорской крови. В центре планируют заготавливать до 6 тонн крови в год. 18 января 2013 на торжественном открытии центра присутствовал министра здравоохранения РФ и ректор Первого Меда, а 24 января я приезжаю сюда на анализ.

Уникальное оснащение центра подтвердилось. Здесь у врача-исследователя есть возможность проведения анализа на антитела к HL – LABScreen TRALI в России есть только у них. Правда, ученому пришлось ждать эту тест-систему из США целый год. Громкие слова о крутизне центра крови Первого Меда подтвердились. У меня взяли две пробирки с образцом крови. Теперь я – участник иммунологического исследования. Исследование сложное и дорогое, себестоимость одного анализа порядка 5000 рублей. Врач подивился тому, как мне удалось его найти, и сказал, что тем более нужно сделать анализ в награду за смекалку. И спросил: “А зачем кровь сдаете? Душа просит?” В центре крови тоже принимают доноров. Донорские компоненты используются для пациентов отделений хирургии университетской больницы.

ФНКЦ покупает тест-систему

Через неделю врач сообщил результаты: антител к HLA в моей крови нет. Но это только половина теста, еще нужно посмотреть антитела к HNA. Сообщаю новость трансфузиологу из ФНКЦ. Я снова могу сдавать кровь без страха и упрека!

Трансфузиолог из ФНКЦ просит контакты врача, который сделал мне анализ. Чтобы можно было сотрудничать. Чтобы можно было исследовать причины TRALI вместе. Так я нашла нужных друг другу людей – врача-трансфузиолога и исследователя. И участвую в в борьбе за безопасность трансфузиологии. Звучит гордо!

Врачи познакомились. Ученый из Первого Меда передал результаты моих анализов в ФНКЦ. В рогачевской клинике хотели направить в центр крови и других доноров, чьи компоненты использовались в других случаях TRALI. Врач из Первого Меда попросил оформить сотрудничество официально, но для ФНКЦ оказалось проще заказать себе такую тест-систему. Я дала ссылку. Теперь лучшая клиника в Москве будет сама проводить анализы на антигены к HL.

* * *

Здорово, что у нас в стране есть такие клиники, как ФНКЦ. Здорово, что открылся современный центр крови. Главное, что есть люди, которым не все равно. Это оставляет надежду. Руководство ФНКЦ, трансфузиологи, молодой исследователь из Первого Меда, менеджер из ЛД. Спасибо вам. Конечно, вы нужны не только в Москве. Вы нужны в каждой области, в каждом городе, в каждой клинике.  Профессионалы, настоящие Человеки. Пусть вас будет больше и здоровья вам.

Ну а каждый из нас может внести свой важный вклад – стать донором. Подробнее

Leave a comment